ВЫНУЖДЕННЫЕ МИГРАНТЫ В МОГИЛЁВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2014-2018 ГОДАХ

В наступившем XXI столетии географическое и геополитическое положение Беларуси превратило её в страну транзитного переселения, своего рода транзитный коридор для многотысячных миграционных потоков. Военные конфликты в Афганистане, Сирии, Украине придали миграционным перемещениям вынужденный характер, в силу чего значительная часть вынужденных мигрантов стала рассматривать Беларусь в качестве временного или постоянного убежища. Благодаря этому в последние годы, а именно в период 2014-2018 гг., ситуация в сфере вынужденной миграции существенно изменилась. Как происходили эти изменения, повлияли ли на них социально-экономические особенности конкретного региона, будет показано на примере Могилёвской области.

ВЫНУЖДЕННЫЕ МИГРАНТЫ В БЕЛАРУСИ ДО 2014 ГОДА

Национальное законодательство, регулирующее вопросы предоставления убежища в Республике Беларусь, формировалось и развивалось на протяжении достаточно длительного времени. Так, Закон РБ «О беженцах» был принят в феврале 1995 г. и потом неоднократно дополнялся и пересматривался. К Конвенции о статусе беженцев (1951 г.) и Протоколу (1967 г.), касающемуся статуса беженцев, Беларусь присоединилась лишь в мае 2001 г. Это можно объяснить тем, что в тот период проблемы вынужденной миграции не являлись для нашей страны первоочередными. По информации на сайте МВД РБ, «до 2012 года ситуация с потоком вынужденных мигрантов, прибывающих в Беларусь, была стабильной. Ежегодно с ходатайствами о защите в соответствующие государственные органы обращались не более 160 иностранцев. В 2013 году самой многочисленной группой ходатайствующих о защите стали выходцы из Сирии – более 30% из 208 иностранцев, обратившихся в течение года за предоставлением защиты».

Аналогичным было положение на территории Могилёвской области. Например, в 2011 г. по данным управления по гражданству и миграции УВД облисполкома на Могилёвщине проживало 35 беженцев, из них 2 человека были из Азербайджана, 21 из Грузии и 12 из Афганистана. В качестве места проживания они выбрали Могилёв, Горки, Кировский и Могилёвский районы.

Для совершенствования работы с вынужденными мигрантами 18 октября 2013 г. в Могилёвском облисполкоме был подписан меморандум о всесторонней помощи беженцам. Подписание документа состоялось в рамках реализации проекта международной технической помощи «Интеграция беженцев в Беларуси, Молдове, Украине». Сторонами, подписавшими меморандум, стали комитет по труду, занятости и социальной защите Могилёвского облисполкома, УВКБ ООН (Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев в РБ) и БОКК (областная организация Белорусского общества Красного Креста).

Меморандум о достижении соглашения о сотрудничестве в осуществлении проекта по интеграции, социальной адаптации и обеспечению занятости беженцев в Могилёвской области и г. Могилёве охватывает следующие направления деятельности: (2)

1). Оказание в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, социальной и юридической помощи беженцам, лицам, которым предоставлена дополнительная защита в Республике Беларусь, и лицам, ищущим убежище в Республике Беларусь, которые проживают в Могилёвской области и городе Могилёве.

2). Содействие в обеспечении: доступа к социальной помощи; занятости и самозанятости при организации собственного дела; прохождения подготовки и переподготовки по профессиям, востребованным на внутреннем рынке труда; участия в оплачиваемых общественных работах.

КАРДИНАЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ СИТУАЦИИ В 2014-2015 ГГ.

Можно предположить, что белорусские власти не прогнозировали массового приезда вынужденных мигрантов в страну. Во всяком случае, постановлением МВД РБ «Об установлении распределительных квот регистрации ходатайств о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в РБ на 2014 год» предусматривалась следующая ежегодная квота на предоставление статуса беженцев. Согласно постановлению планировалось, что в 2014 г. статус беженца в Беларуси могут получить 220 человек. Из этого количества квота Могилёвской области составляла 30 человек.

Однако в наступившем 2014 г. ситуация с вынужденной миграцией стала кардинально иной, в Беларусь в поисках защиты и убежища приехали десятки тысяч людей. В подавляющем большинстве это были граждане Украины, в основном из Донецкой и Луганской областей. Многие из них обратились за предоставлением статуса беженца и их разместили в центрах временного пребывания в Бресте, Витебске и Гомеле. Практически сразу все пункты временного поселения оказались заполнены, так как общее число имеющихся мест было невелико – около 75.

Хотя в Могилёве такого центра нет, в Могилёвскую область тоже приехало достаточно много украинцев. Как сообщал в июле 2014 г. начальник управления по гражданству и миграции УВД облисполкома Сергей Крюков, «на территории области зарегистрировано 1535 вновь прибывших граждан Украины. У 200 из них принято ходатайство на временное проживание в Беларуси, у 202 – на постоянное. У 38 человек принято ходатайство на получение белорусского гражданства. Остальным выдано разрешение на временное пребывание в республике сроком до 90 суток». При этом было отмечено, что за апрель-июль 2014 года количество украинцев, въехавших на территорию Могилёвской области, увеличилось примерно на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Всего же до конца 2014 г. на Могилёвщину из Украины приехало чуть больше 7 тысяч человек. Значительное количество вынужденных мигрантов остановились в Могилёве и Бобруйске. Посильную гуманитарную помощь украинским переселенцам оказала областная организация Белорусского общества Красного Креста. По мере возможности им предоставлялись продовольственные пакеты, медикаменты, средства гигиены, одежда, обувь, постельное бельё. Также во всех районах области был организован приём гуманитарной помощи от населения, принимались благотворительные пожертвования на расчётный счёт МО БОКК с пометкой «Для оказания помощи гражданам Украины». Проявили себя и волонтёры на местах, например, в Малой Боровке группа могилёвских волонтеров организовала пункт помощи семьям из Украины, где им предлагались вещи, предметы быта, средства личной гигиены.

Наибольшую сложность для украинских мигрантов вызвали вопросы жилья и трудоустройства. Как отмечал Андрей Никитин, председатель областной организации БОКК: «Пока самой острой проблемой для переселенцев остаётся жильё: вопросы регистрации и заключения договора найма. К тому же за жильё нужно платить, а ведь очень много среди украинских мигрантов семей, оставшихся практически без средств к существованию. Центра для временного пребывания переселенцев в Могилёвской области пока не создано, а в Гомельской и Витебской областях они уже переполнены».

Проблематичным для украинских переселенцев оказался и поиск работы. Выбор предложенных вакансий удовлетворил не всех желающих трудоустроиться, кого-то не устроила зарплата, кого-то условия труда. К тому же рабочие места нередко предлагались в сельской местности. В июле 2014 г. областная газета «Могилёвская правда» опубликовала следующую информацию: «Как сообщил заместитель председателя комитета по труду, занятости и соцзащите Могилёвского облисполкома Владимир Шепелевич, прежде всего вынужденным переселенцам стоит искать работу на селе. Во-первых, потому, что не хватает специалистов в сельском хозяйстве. Во-вторых, в деревне, в отличие от города, имеется свободное жильё». Однако немногие украинские мигранты соглашались на переезд в сельскую глубинку.

Если за весь 2014 год было зафиксировано 50 тысяч прибывших в Беларусь украинцев, то к середине 2015 г. их число составило уже 150 тысяч. На начало декабря 2015 г. вид на жительство в Беларуси получили 46 тысяч граждан Украины. На Могилёвщине миграционный поток был несколько меньше, чем в других областях. Всего в 2015 г. в Могилёвскую область приехали более 3 тысяч украинцев. Из них 1600 человек — из Донецкой и Луганской областей.

Большая часть украинских переселенцев проживала в Могилёве и Могилёвском районе, Бобруйске и Бобруйском районе, Шклове и Осиповичах. Квалифицированным специалистам была оказана помощь в поиске работы по специальности. В августе 2015 г. сообщалось, что учреждения здравоохранения области пополнили специалисты из Украины. 12 врачей, а также 36 специалистов со средним специальным медицинским образованием, приехавших на Могилёвщину из Украины, были трудоустроены в больницы и поликлиники Могилёва, Мстиславля, Славгорода, Горок, Бобруйска и других городов. Но в целом занятость мигрантов оставляла желать лучшего, рабочие места предлагались им в основном в сельскохозяйственной и строительной отрасли. Поэтому миграционный поток из Украины в Беларусь стал уменьшаться, одновременно начался выезд из Беларуси украинских переселенцев, приехавших сюда в 2014-2015 гг. В Могилёвской области с 2014-го по первый квартал 2016 г. дополнительная защита была предоставлена 114 гражданам Украины и одному гражданину Сирии. На учёте в области на тот момент состояло 38 беженцев.

ВЫНУЖДЕННАЯ МИГРАЦИЯ В 2016-2018 ГГ.

Если в 2014 г. в Беларуси было рассмотрено 868 ходатайств иностранных граждан о предоставлении статуса беженца, в 2015 г. – 1246, то в 2016 г. количество ходатайств заметно снизилось. По данным представителя Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в РБ Жана-Ива Бушарди, за 2016 год в Беларуси за статусом беженца обратились 788 человек, в Могилёвской области — около 30 человек. Всего в республике на 1 января 2017 г. было зарегистрировано 399 иностранцев со статусом беженца и 1292 со статусом дополнительной защиты (из них около 90% — граждане Украины).

На Могилёвщине за 2016 год количество вынужденных мигрантов уменьшилось. Согласно информации, обнародованной в декабре 2016 г. на сайте Могилёвского облисполкома, «на территории Могилёвщины проживает более 100 вынужденных переселенцев из Донецкой и Луганской областей Украины, имеющих статус дополнительной защиты». Через год положение существенно не изменилось, в декабре 2017 г. сообщалось, что на учёте в управлении по гражданству и миграции УВД Могилёвского облисполкома состоит 106 иностранных граждан, которым была предоставлена дополнительная защита в Республике Беларусь, из них 104 гражданина Украины и 2 гражданина Сирийской Арабской Республики.

В 2018 г. в Могилёвской области число поданных ходатайств о предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты или убежища сохранилось примерно на том же уровне. За 2018 год с такими ходатайствами в УГиМ УВД облисполкома обратились 139 иностранных граждан (138 граждан Украины и один гражданин Сирийской Арабской Республики). 54 человека получили дополнительную защиту, 86 продлён срок предоставления дополнительной защиты. В конце 2018 г. на территории Могилёвской области было зарегистрировано 36 беженцев, ещё 121 иностранный граждан, проживающий в Могилёвской области, имел статус дополнительной защиты. Лица со статусом дополнительной защиты — это вынужденные переселенцы из Украины, приехавшие в Беларусь в 2014-2015 гг.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Анализ вынужденной миграции в Беларуси, основанный на рассмотрении ситуации в Могилёвской области, позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, белорусские власти целенаправленно контролируют количество беженцев в стране, сдерживая прирост вынужденных мигрантов. Так, определяя квоты на предоставление статуса беженцев, МВД РБ установило, что в 2016 г. такой статус могут получить 1200 человек, из них в Могилёвской области — 175 чел. На 2017 год эти квоты были снижены до 800 человек (в Могилёвской области — 115 чел.). Квоты на 2018 год остались без изменений (800 человек, из них 115 для Могилёвской области). В результате получить статус беженца в Беларуси очень сложно, в этом особенно убедились украинские переселенцы. С 2014-го по 2018 год 3665 граждан Украины обратилось за предоставлением статуса беженца или дополнительной защиты в Беларуси. Дополнительную защиту за эти годы получили 3015 человек, а вот статус беженца — всего пять человек.

Во-вторых, в Беларуси слабо развита национальная система оказания долговременной юридической, материальной и социальной помощи беженцам. Скажем, центры временного пребывания для вынужденных мигрантов до сих пор имеются не во всех областных городах. Примечательно, каким образом министр внутренних дел Беларуси Игорь Шуневич разъяснил в январе 2017 г. сокращение квот на предоставление статуса беженцев: «Сегодня острой необходимости в принятии большего количества беженцев у нас нет. Нет у нас и достаточных условий для того, чтобы принимать большее количество беженцев и тех, кто ищет защиты и убежища, в нашей стране».

В-третьих, совершенно очевидно, что для большинства вынужденных мигрантов, столкнувшихся с белорусскими реалиями, оказалась сложной и зачастую непосильной задачей проблема трудоустройства. Для подтверждения сошлёмся на мнение представителя Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Беларуси Жана-Ива Бушарди. В начале 2017 года он встречался с украинскими беженцами в Могилёве и озвучил на встрече проблемные вопросы: «Ситуация с нахождением беженцев в Беларуси более-менее стабильная, а основной вопрос, который больше всего волнует людей, — это трудоустройство». Осенью того же года Жан-Ив Бушарди снова побывал в Могилёве, где принял участие в круглом столе по вопросам трудоустройства беженцев. Чтобы стимулировать их трудоустройство, было объявлено, что УВКБ ООН готово рассмотреть возможность выделения потенциальным работодателям микрогранты в размере 2-3 тыс. долларов на создание одного рабочего места для беженцев.

Таким образом, положение с вынужденной миграцией можно охарактеризовать как проблематичное, однако это не означает, что общее число вынужденных мигрантов в Беларуси не растёт. Всего по состоянию на 01.01.2018 г. статус беженца в Республике Беларусь был предоставлен 934 иностранцам из 20 стран мира. На первом месте граждане Афганистана – 630 чел. (67,5%), на втором — Грузии (14,6%), на третьем — Сирии (3,9%). Дополнительная защита была предоставлена 2397 иностранцам из 12 государств. В основном это граждане Украины – 2178 чел. (90,9%), на втором месте граждане Сирии – 127 чел. (5,3%). Нельзя не отметить, что в 2018 г. количество иностранных граждан, обратившихся с ходатайствами о защите, увеличилось в сравнении с 2017 г. на 19%.

Исходя из текущих тенденций, Департамент по гражданству и миграции прогнозирует, что «количество лиц, ищущих убежище в Республике Беларусь, в предстоящем периоде не уменьшится». Поэтому национальная система предоставления убежища в Беларуси должна развиваться и совершенствоваться, в первую очередь, через углубление сотрудничества с международными организациями и программами по поддержке беженцев. В частности, в Могилёвской области нужно создать необходимую и соответствующую современным требованиям инфраструктуру для приёма вынужденных мигрантов, с их последующей адаптацией и интеграцией в социум. События последних пяти лет убедительно продемонстрировали, каким серьёзным испытанием для государства и общества могут стать неконтролируемые процессы вынужденной миграции.

Сергей Аржанцев, Refugee.by